Каким бы мог быть фильм «Богемная Рапсодия»…

2018-11-27 01:52:34

…если бы его создатели не пытались впихнуть в 2 часа киношного времени всю историю группы Квин и лично Фредди Мерькюри. Можно было поступить иначе — снять фильм именно о «Богемной Рапсодии», о том как создавалась эта песня и как она завоёвывала мир. Рассказ об этом и сам потянет на две трети полнометражного фильма, а остальное время можно было бы заполнить флешбеками с историей группы или Фредди, раскрывающими характер персонажей. Сосредоточившись на одной песне, можно было бы показать процесс ТВОРЧЕСТВА — ведь это и есть самое захватывающее в истории Queen.

Прошло уже более 40 лет после записи сингла Bohemian Rhapsody, но эта песня и по сей день звучит свежо и радикально. Она совершенно бескомпромиссна, и поэтому из поколения в поколение продолжает восприниматься как безумное и гениальное творение, а вовсе не как устаревшая диковинка.

Стоит ее включить, как сразу переносишься в сцену из фильма «Мир Уэйна», в автомобиль радиодиджеев Уэйна и Гарта, трясущих головами и колотящих по приборной доске под тяжелые риффы гитариста Брайана Мэя.

Или же невольно затягиваешь: «Scaramouche, Scaramouche, will you do the fandango?» («Скарамуш, Скарамуш, станцуешь нам фанданго?»), подражая оперному вокалу Фредди Меркьюри.

Эта прог-роковая мини-оперетта разошлась в мире тиражом в более чем шесть миллионов экземпляров, оказавшись одним из самых продаваемых рок-синглов в истории. Она дважды (с промежутком в 15 лет) попадала в первые десятки хит-парадов в нескольких странах, — несмотря на то, что при продолжительности почти в шесть минут она вдвое длиннее типичного хита.

В 1976 году песня стала номером один в Британии и оказалась первым синглом группы, попавшим в американскую десятку. На первых строчках чартов она пробыла 17 недель. В 1992 году она вновь вернулась в США в топ-10 и продержалась там еще три месяца — благодаря уже упомянутой голливудской комедии «Мир Уэйна». И с наступлением цифровой эпохи Bohemian Rhapsody вновь показала, чего она стоит: по общему количеству скачиваний через интернет она уверенно держится в первой десятке.

Вечер в опере

Эта песня ознаменовала поворотный момент в карьере британского квартета. Она последовала за синглом Killer Queen, который в первой половине 1975 года попал в США в топ-40 и позволил группе устроить масштабное турне.

Успех Killer Queen заставил музыкантов с особым вниманием подойти к записи своего четвертого альбома A Night at the Opera («Вечер в опере»). В распоряжении коллектива впервые оказался серьезный бюджет, и рокеры (вместе с продюсером Роем Томасом Бейкером) решили оторваться по полной программе. Меркьюри и компания считали сдержанность и тонкость в музыке прерогативой других, унылых групп, недостойных носить имя Queen.

«Богемной рапсодии» квартет уделил особенно много сил и внимания. Запись песни началась 24 августа 1975 года в студии в Уэльсе, но Фредди Меркьюри к тому времени работал над ней уже несколько лет. Поначалу он написал «Ковбойскую песню» (The Cowboy Song) со строчкой «Mama, just killed a man» («Мама, я вот убил человека» — с которой начинается и «Рапсодия»).

Бейкер впервые услышал эту песню у Меркьюри дома и понял, что эта композиция задумана, чтобы заткнуть за пояс все предыдущее творчество группы. Прервавшись на середине исполнения, Меркьюри заметил: «А вот тут начнется оперная часть». Они с Бейкером посмеялись, но певец, как оказалось, вовсе не шутил.

Участники Queen обычно писали песни в одиночку, а потом приходили в студию и показывали их остальным. Так оно было и с Bohemian Rhapsody. Можно представить лица музыкантов, когда Меркьюри рассказал им про опус из шести частей, в котором он решил выступать не только певцом, но и дирижером.

Оставалось только пожалеть бедный студийный магнитофон на 24 дорожки, куда предстояло все это уместить. На запись ушло несколько месяцев, она проводилась в полудюжине разных студий — Меркьюри, казалось, практически каждый день добавлял по новой вокальной партии.

Композиция начинается со вступления а капелла, за которым следует фортепианная баллада с нотками траурной речи («Прощайте, вы, мне в путь пора…»), потом гитарное соло, затем пресловутая оперная часть, хард-роковый фрагмент (под который трясли космами в «Мире Уэйна») и, наконец, задумчивая кода. Только в оперной части 180 отдельных вокальных треков, и она напоминает сумасшедший мормонский хор: аналоговое звуковое оборудование еле выдержало многократно накладывавшиеся вокализы Меркьюри.

В песне есть отсылки к итальянской комедии дель арте (хвастун Скарамуш), испанскому народному танцу фанданго, операм Россини и Моцарта (Фигаро) и Занзибару, где родился Меркьюри («бисмиллях» в переводе с арабского означает «во имя Аллаха»).

«Вы что, рехнулись?»

Что все это значит? Мерькюри никогда ничего не объяснял ни журналистам, ни товарищам по группе. Он предпочитал, чтобы слушатель сам находил в песнях смысл.

Реакция лейбла, на котором записывались Queen, выразилась в кратком вопросе: «Вы что, рехнулись?». Руководство звукозаписывающей компании попыталось заставить группу сократить песню, чтобы она лучше вписывалась в формат радио, где в то время обычно звучали трехминутные синглы. Музыканты наотрез отказались.

Чтобы добавить ажиотажа, они записали не менее революционное видео. Было это за несколько лет до того, как — благодаря MTV — клипы стали обязательным элементом раскрутки новой песни. Queen и режиссер Брюс Гауэрс соорудили видеопоппури из концертных выступлений и странных визуальных образов, гармонично дополнившее «Рапсодию». Песня и видеоклип к ней превратили Queen в звезд, собиравших стадионы.

Возвращение

К моменту смерти 45-летнего Меркьюри в 1991 году группа уже постепенно начинала уходить в тень. Но тут появился Майк Майерс. Актер позднее рассказывал, что ему пришлось серьезно биться за то, чтобы Bohemian Rhapsody попала в знаменитую сцену из «Мира Уэйна».

Съемки уже были почти завершены, когда умер Меркьюри. Режиссер Пенелопа Сфирис хотела использовать в этом эпизоде более современную песню, однако Майерс (как в свое время Queen) уперся: он пригрозил вообще уйти со съемочной площадки, если ему не уступят.

Упрямство принесло плоды, и Queen вновь попала в чарты после слов Уэйна: «Полагаю, джентльмены, сейчас нам не помешает немного «Богемной рапсодии».

Или, как говорил Меркьюри во время записи: «Пупсики, надо добавить еще парочку «Галилеев».

Грег Кот, Chicago Tribune

Взято отсюда